Филиалы в Алматы
Адреса автошкол Амур-Авто
+7 (727) 317 03 43
+7 (777) 666-70-96
Анжелика (консультация на русском языке)
+7 (707) 645-24-21
Асем (қазақ тілінде кеңес беру)
обучение теории и
вождению на права
 
Филиалы в Алматы
Адреса автошкол Амур-Авто
+7-777-666-70-96
+7-727-317-03-43
Анжелика (консультация на русском языке)
+7-707-645-24-21
Асем (қазақ тілінде кеңес беру)
 
   
 

Автоновости

Полезные советы

Автоновости

 
 
26.10.2023
В Казахстане разрабатывают очередную реформу в системе прохождения техосмотра автотранспорта. Изменения обещают глобальные и достаточно жёсткие

Пока только предложения

Проекта обновленного техосмотра еще нет. Однако мне удалось узнать эксклюзивные подробности того, что именно предлагают изменить в отечественном институте техосмотра, который в том виде, в каком существует сейчас, совершенно бессмыслен.

Первое, на что делают ставку, - это создание центрального органа с единым функционалом формирования, учета и надзора за отечественными операторами техосмотра. Если более конкретно, была Ассоциация операторов технического осмотра автотранспортных средств, а станет палата операторов технического осмотра. Предполагается, что это будет саморегулирующаяся организация, имеющая более широкие возможности и полномочия для наведения порядка в сфере технического осмотра.

- Мы будем контролировать деятельность операторов, обучать их, принимать квалификационные экзамены, выдавать сертификаты со сроком действия один календарный год, повышать квалификацию также с выдачей лицензий, подтверж­дающих квалификационные требования, - разъяснил основное отличие старой ассоциации от новой саморегулирующейся палаты председатель республиканской Ассоциации операторов технического осмотра автотранспортных средств Михаил БУДЯНСКИЙ.

Сегодня открыть станцию технического осмотра в Казахстане проще пареной репы. Достаточно быть юрлицом и иметь желание заниматься этим видом бизнеса. Это в теории. На практике все еще проще. Потенциальному оператору нужно лишь направить в электронном виде заявление региональному инспектору о намерении проводить техосмотр. Документы при этом требуются базовые: копия технической документации на оборудование и копия договора на земельный участок. Все! Специальные знания и навыки для профессионального осмотра автотранспорта вообще не в счет! Даже если заявитель не отличает переднеприводные автомобили от заднеприводных, ему все равно выдадут разрешение на проведение техосмотра. Это первое. Второе: оборудование, указанное в заявлении, никем не верифицируется на его работоспособность, не уточняется количество, равно как и форма собственности. Оператор может взять во временную аренду необходимое для подачи заявления оборудование, а потом просто штамповать нужные отметки.

Техосмотр по-новому предусматривает изменение порядка выдачи разрешений на ведение этого вида бизнеса.

- Когда принцип уведомления заменяется принципом разрешения, номер с абы каким оборудованием, взятым абы где, уже не пройдет. Оператору, если он хочет оказывать водителям услугу по прохождению техосмотра, придется вложиться. То же самое относится и к водителям. Просто заплатить 3-5 тысяч тенге, чтобы заехать на станцию технического обслуживания и через 10 минут оттуда выехать с отметкой, что твой железный конь, несмотря на свой 30-летний возраст, еще ого-го какой жеребец, уже не получится. Мы же все прекрасно понимаем, что не может быть у машины 1991 или 1989 года выпуска все настолько идеально, что оператору этой услуги и предъявить автовладельцу нечего. Оператор, осуществляющий технический осмотр машины, не сможет дать положительное заключение, если с автомобилем будет не все в порядке. Поэтому собственнику придется либо раскошелиться, чтобы привести свою машину в соответствие со стандартами безопасности, либо поставить ее на долгое хранение в гараж, - весьма категоричен в своих ­суждениях Михаил Будянский.

Лишать и штрафовать

По замыслу реформаторов, предпринимателям, вложившимся в развитие центров тех­осмотра, будет невыгодно приписывать то, чего нет, или, наоборот, умалчивать о том, о чем молчать в целях безопасности на дорогах нельзя. Но, видимо, совсем полагаться на финансовую мудрость бизнесменов инноваторы поостерег­лись, потому как в свои предложения для рассмотрения включили и метод кнута. Речь идет о штрафных санкциях для операторов в размере 150 МРП (517,5 тысячи тенге) за фиктивно проведенный техосмотр. Сейчас в случае выявления недобросовестных операторов специальная комиссия приостанавливает их деятельность.

По линии МВД рассматривается возможность отменять диагностические карты после ДТП, причиной которого стало несоответствие требованиям технического состояния транс­портных средств. В качестве обоснования этого пункта приводится статистика аварий на дорогах Казахстана. Комитет правовой статистики и специальных учетов Генеральной прокуратуры говорит нам, что в прошлом году их количество возросло на 8,9 процента. Но вместе с тем это общие цифры. А как полицейский докажет, что ДТП произошло именно по причине фиктивно пройденного техосмотра?

Никак! В этом уверен член-корреспондент Международной академии транспорта Анд­рей ТИМОФЕЕВ. Он тоже обеими руками за полную трансформацию института прохождения техосмотра в Казахстане. Но с одной очень важной оговоркой: без существующей ныне административной надстройки в виде комитета транспорта и АО “Национальные информационные технологии”.

- Пока в основе техосмотра лежит тот базис, на котором зиждется вся эта система, любая реформа изначально обречена на провал. Тех­осмотр - это, по сути, усеченная версия сертификации автомобиля перед его эксплуатацией на этапе предпродажи. Там дорогостоящее оборудование, требования, привязанные к единому стандарту и, самое главное, специалисты, которые головой отвечают за свой вердикт. Ну отдайте вы техосмотр в руки госстандарта, структуры-аналога, которая более-менее нормально работает! Зачем, скажите, здесь нужно АО “НИТ”? Но система техосмотра в Казахстане выстроена так, что каждый центр техосмотра вынужден подписывать договор с АО “НИТ”, перечисляя на его счет по 50-60 тенге с каждой машины только за то, чтобы данные о прохож­дении техосмотра появились в общей базе. Представляете, какие средства аккумулируются в этой посреднической структуре, мало того что посреднической, так еще и создающей невыносимые условия для бизнеса, когда во главе угла априори стоит не проверка машины, а отправка в НИТ галочки о прохождении техосмотра! - Андрей Тимофеев и не думает скрывать своего негодования.

Смена декораций

Рассматриваемые сейчас варианты модернизации института техосмотра по своей сути предусматривают лишь смену декораций при том же составе игроков, поэтому эксперт и не разделяет оптимизма коллег. Андрей Тимофеев настаивает: какие бы изменения для операторов или водителей ни предлагались в рамках новой реформы техосмотра, при том базисе, к которому вся эта система подведена, техосмотр в Казахстане вообще нужно отменить, по крайней мере, для физических лиц, потому что кроме повышения цены для водителей эта реформа ничего не принесет.

- Не нужно изобретать велосипед! Все уже давно придумали за нас! Посмотрите опыт европейских стран, арабских! В Германии, например, для того чтобы проводить техосмотр, человек должен учиться два года. Оборудование там не чета нашему, но об этом я уже говорил в контексте передачи техосмот­ра в руки госстандарта. У нас же нет ни специалистов, кто бы профессионально проводил тех­осмотры, ни тех, кто бы обучил этих специалистов. Чтобы вывести казахстанский институт техосмотра на международный уровень, как об этом заявляют реформаторы, нужны серьезные инвестиции. Но при существующей ныне базе техосмотра никто сюда инвестировать не будет, - резюмирует эксперт из Международной академии транс­порта.

А вот другой эксперт автомобильной отрасли Артур МИСКАРЯН оказался более осторожен в оценке эффективности предлагаемых изменений:

- Безусловно, проверка технического состояния транспорт­ных средств необходима для поддержания странового автопарка в состоянии, адекватном требованиям безопасности. Сейчас управление автомобилем, не прошедшим техосмотр, предусматривает штраф 5 МРП, что само по себе никак не ограничивает дальнейшую эксплуатация неисправного автомобиля. Это обстоятельство тоже нужно учесть при внесении изменений в систему прохож­дения техосмотра. Я бы рассмотрел также возможность применения дополнительных мер из международной ­практики. Например, пункт, когда экс­плуатация автомобиля в неисправном состоянии влечет за собой приостановку регистрационного учета до устранения ­неисправности.

Ирина ВОЛКОВА, рисунок Игоря КИЙКО, Павлодар

Опрос в тему

Улучшит ли ситуацию с безопасностью на дорогах создание единого полномочного органа в сфере технического осмотра?

- Да, кто-то должен жестко контролировать эту сферу.

- Нет, это очередная новая кормушка для определенного круга лиц.

- Техосмотр вообще не нужен. Каждый сам должен чувствовать свою ответственность за безопасность на дорогах.

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz

Возвращаясь к напечатанному

Мнения наших читателей

С каким чувством вы ждёте неизбежного момента, когда придётся заполнять декларацию о доходах?

- Со страхом: это ж надо разбираться, время тратить...................................19%

- С опаской: наверняка к чему-то придерутся.....35%

- С интересом: проведу ревизию своих финансов!.........................9%

- С безразличием: все равно ничего не буду заполнять.............................16%

- Я уже много раз это делал............................21%

Источник: https://time.kz/

 
 
  Copyright © 2008-2024“ИП AmurAuto” All Rights Reserve.
 
Меню