Постоплату проезда планируют разрешить на платных участках автодорог
Организовывать «платники» без шлагбаумов в Казахстане начали в 2021 году. И вот пару лет спустя МИИР РК решило-таки внести изменения в правила взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам, адаптировав их к новым реалиям. Согласно проекту документа, деньги за проезд предлагается взимать с водителей следующими способами:
1. по предварительной оплате с помощью сервисов платёжных систем; 2. постоплатой после выезда с платного участка в течение семи календарных дней; 3. оплатой на пункте взимания платы при его наличии.
Меченые машины
В правилах также узаконят понятие «RFID-метка» (Radio Frequency Identification). В документе теперь будет указано, что это электронное бумажное устройство радиочастотной идентификации, используемое для дополнительной идентификации транспортного средства, имеющее индивидуальный номер, внесённый в систему взимания платы, с функцией саморазрушения при вскрытии или удалении. RFID-метка считывается и распознаётся при прохождении зоны действия арки контроля и при этом не содержит в себе персональных данных пользователя или характеристик автомобиля.
Устанавливать метки станут после заключения договора с автовладельцем, прикрепляя идентификатор RFID к госномеру машины пользователя, с указанием номера мобильного телефона. Первичная установка RFID-метки бесплатна, повторная, при повреждении наклейки или изменении госномера, — уже за деньги. При этом метка не подлежит снятию, передаче пользователем третьему лицу или установке на другое транспортное средство.
Месячный и годовой «проездной»
Пропишут в правилах и абонементы, установив, что выдаются они на добровольной основе на один месяц владельцам грузовиков, которые зарегистрированы на административно-территориальной единице (район области), прилегающей к платному участку. А на один год (365 календарных дней) — уже владельцам грузовых и легковых авто, также проживающим около «платников».
На прицепы нужно будет выписывать отдельные абонементы, а при наличии в области нескольких платных участков для каждого из них придётся приобретать отдельный «проездной». Абонемент нельзя будет передать в пользование (перерегистрировать) на другого пользователя. При наступлении непредвиденных обстоятельств (снятие машины с учёта, продажа авто, банкротство или смерть владельца транспортного средства) у пользователя годового абонемента этот документ аннулируют и нужно будет приобретать новый.
А что с оплатой?
В правилах теперь в числе прочего будет говориться, что при проезде по платным участкам автомобиля, буксирующего другую машину на гибкой сцепке, плата взимается с обеих единиц автотранспорта.
Постоплата постоплатой, но в случае неоплаты проезда в течение семи календарных дней на восьмой день дорожники станут направлять материалы по нарушителю в органы транспортного контроля для привлечения водителя к адмответственности по статье 628 КоАП РК (штраф для физлиц 5 МРП, а для юридических — 10 МРП).
При этом если к пункту взимания платы (при его наличии) подъедет машина без RFID-метки и без госномеров, деньги с водителя потребуют как за проезд по всей длине платной трассы. К примеру, от Хоргоса до Алматы, а не от поворота на Байсерке, как будет утверждать водитель.