«Чёрные метки». Дымящим авто запретят въезд на некоторые улицы Алматы
В Программе развития города Алматы до 2025 года и среднесрочных перспектив до 2030 года, которая сейчас обсуждается, в разделе «Зелёный Алматы», в перечне мер по снижению уровня загрязнения воздушного бассейна есть интересный пункт. Приведём его полностью:
До 2023 года будут приняты правила проведения замеров выбросов автомобилей на соответствие установленным нормам токсичности и дымности выхлопных газов, будет разработан регламент о присвоении экологического класса автотранспортным средствам в соответствии с техническими регламентами по экологической маркировке Евразийского экономического союза, до 2025 года будет внедрена экомаркировка автомобилей для ограничения доступа в зоны с низким уровнем выбросов.
Правила проведения замеров выхлопа акимат собирается принять уже этой осенью. Посмотрим, что получится в итоге. А вот идеи с экомаркировкой и запретами нас даже заинтриговали.
В городском управлении зелёной экономики редакции Kolesa.kz пояснили, что список участков с низким уровнем выбросов, где установят ограничения для авто с грязным выхлопом, пока не определён. Но предварительно речь будет идти о ряде улиц в центральной части города, на которых обустроены прогулочные зоны для пешеходов, таких как, например, Панфилова, а также о местах отдыха в горных районах. Следить за нарушителями запрета предполагается с помощью камер «Сергек». По поводу же экомаркировки авто акиматовцы посоветовали нам обратиться в Комитет экологического регулирования и контроля Минэко — этот вопрос в ведении министерства.
Сотрудники комитета, в свою очередь, рассказали, что введение экомаркировки предусмотрят в обновлённой Дорожной карте по комплексному решению экологических проблем Астаны и Алматы, которая в данное время готовится. Процесс этот небыстрый и будет разделён на несколько этапов:
На первом планируется изменить стандарт 1433-2017, в котором сегодня прописаны экологические классы авто и допустимое количество выбросов. По словам контролёров, в документе укажут, предположительно, четыре новых норматива: для машин с нулевыми выбросами, для не очень чистых и т. д. Соответственно и маркировать такие автомобили будут зелёным, жёлтым, оранжевым и красным стикерами. Внутри каждого норматива пропишут пороговые значения выбросов от и до.
На следующем этапе, ориентировочно в 2024 году, функции замера выхлопа, присвоения экологического класса и выдачи цветных наклеек предполагается передать станциям техосмотра. Однако автомобилисты Казахстана знают, как сегодня проводится техосмотр… И потому в Комитете экорегулирования предлагают внести поправки в Адмкодекс, согласно которым ЦТО будут нести ответственность за присвоение экокласса без проверки, а также за достоверность данных. К примеру, если машина прошла техосмотр, получила стикер, а через месяц на экопосту у неё выявили, что дымность или токсичность соответствует не жёлтому, а красному уровню, станции будут строго наказывать: штрафовать и лишать лицензии.
Одновременно в КоАП РК будут внесены нормы, обязывающие водителей в течение определённого времени устранить превышение разрешённого уровня грязи в выхлопе. А количество передвижных экопостов, проверяющих выхлоп на улицах мегаполиса, увеличится.
И, наконец, на третьем этапе примерно в 2025 году Алматы планируется разделить на экологические зоны, ограничив в наиболее чистые из них въезд авто с красными или оранжевыми стикерами. В комитете говорят, что прекрасно понимают, что большинство машин в Казахстане старые, и потому вопрос о запретах будет тщательно прорабатываться с общественностью, чтобы избежать социальной напряжённости. Ведь тех же жителей «зелёных» улиц невозможно будет обязать продать свои дымящие автомобили.
Так что в ближайшие пару лет автомобилистов южной столицы ждёт много интересного. Не превратились бы только нововведения в очередную кормушку для этих самых проверяющих.