«Машины, приехавшие из-за рубежа и имеющие повреждения, невозможно растаможить, так как требуется сертификация. А исправить повреждения не получится, так как автомобиль находится на СВХ. Что делать? Все склады завалены битыми», — написал читатель в редакцию Kolesa.kz. Подобные вопросы и сообщения стали поступать едва ли не ежедневно.
Письма автовладельцев мы переадресовали сотрудникам алматинского департамента госдоходов. Редакции разъяснили, что оформление таможенной декларации на автомобили производится только после предоставления собственником сертификата о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Выпуск машин для внутреннего потребления возможен при соблюдении мер технического регулирования. То есть, чтобы пройти таможенную очистку, автомобили должны соответствовать требованиям техрегламента ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств» и иметь документ, подтверждающий соблюдение таких мер. Им как раз таки и является СБКТС. Об этом же написано и в законе «О дорожном движении».
По словам таможенников, в 2022 году транспортная прокуратура начала присматривать за сертификационными лабораториями, оформляющими СБКТС в Казахстане. А те, в свою очередь, тщательнее проверять автомобили, доставляемые в страну. В итоге откровенно аварийные машины сертификацию, естественно, не проходят как минимум из-за отработавших своё систем безопасности. Подушка безопасности быть должна, а её по факту нет — она уже «стрельнула». Впрочем, в первую очередь смотрят на целостность кузова и его оперения. Починить машину на территории СВХ если и получится, то лишь небольшие, в основном косметические недочёты. К примеру, если разбиты бампер и фара и после замены деталей автомобиль будет выглядеть как исправный, машину пропустят. Если после переворота или серьёзного удара в столб — это уже проблема.
Что делать? Владельцам разбитых авто таможенники могут предложить только одно: вывезти их за границу, привести в порядок и лишь после этого оформлять.
Брокеры и сертификационные лаборатории предлагают перед отправкой авто в Казахстан сфотографировать машину со всех сторон и отправить им на оценку. Так будет понятнее, есть ли шанс её растаможить. Но риски в любом случае сохраняются, так как не все повреждения можно оценить по фото.
А можно ли ввезённые битые машины переоформить как запчасти?
Увы, нельзя. По ГТД они были ввезены как автомобили, а не детали к нему. Для импорта в страну машин как запчасти их придётся вывезти через границу, переоформить как набор комплектующих, (заполнив отдельную декларацию на кузов, отдельную на шасси, двигатель и т. д.), и только после этого растаможивать в РК. Но, естественно, уже без права эксплуатации на дорогах.