Таймер не светофор! Ориентироваться по нему опасно
Едем вниз по Гагарина. Впереди, перед Абая, на светофоре зелёный. Табло показывает, что гореть разрешающий сигнал будет ещё десять секунд. Успеем! Прибавляем газу… Но прямо перед перекрёстком на седьмой секунде зелёный неожиданно начинает мигать, счётчик и до пяти секунд не открутился, как включается красный. Тормоз в пол, и как бы кто сзади не зазевался! Знакомо?
Окей, другая ситуация. Вечерний час пик. Стоим вверх по Утеген батыра, перед Абая. Десять минут, двадцать! На несколько секунд загорается зелёный, успевают проскочить пять-десять машин, а потом снова красный, и вновь минуты, а то и десятки, ожидания.
В первом случае речь идёт о создании аварийной ситуации, а во втором — на одних улицах выстраиваются километровые пробки, для того чтобы разгрузить другие.
Как управляют светофорами? Светофорное регулирование в Алматы осуществляется из Центрального управления (ЦУП АСУДД) двумя путями:
1. автоматически — путём выбора программ управления из библиотеки заранее рассчитанных режимов; 2. вручную — диспетчерами. Из 465 светофоров в городе только 83 работают самостоятельно по программам.
00:00 — ночная программа 07:45 — утренняя программа 12:00 — дневная программа 20:00 — вечерняя программа В период тумана или гололедицы:
00:00 — ночная программа 06:30 — дневная программа 23:00 — вечерняя программа
Программы рассчитываются инженерами-технологами алматинского СМЭУ по результатам обследования с учётом схемы организации движения, утверждённой полицией, по той или иной улице, а также интенсивности потока транспорта по направлениям. Но управление светофорными объектами — перевод в ручное (диспетчерское) управление, жёлтое мигание — исключительная компетенция полицейских.
Кроме того, по заданиям УГМ и ДП г. Алматы проводится дополнительное технологическое обследование на конкретных светофорных объектах с целью корректировки программ в случае изменения организации движения или значительного изменения интенсивности трафика.
Редакция Kolesa.kz задала несколько вопросов заместителю генерального директора ТОО «СМЭУ Алматы» Александру Терещенко, чтобы разложить всё по полочкам.
— Большинство светофоров работает вместе с таймером, что удобно для водителей. Но возникают ситуации, когда таймер врёт: показывает водителю, допустим, секунд 15 до переключения с зелёного на красный. Не сбрасывая скорости, он продолжает движение, а перед самым пересечением светофор вдруг переключается на красный. И хорошо, если водитель успевает вовремя затормозить. В общем, создаётся довольно опасная ситуация. Почему таймеры показывают одно, а по факту происходит другое?
— Данная ситуация происходит в случае перевода светофорного объекта в ручной, диспетчерский режим управления ответственным дежурным сотрудником полиции. Необходимо отметить, что таймер, его показания, согласно ПДД, не являются информацией, на основании которой участник движения обязан принимать решение о проезде перекрёстка. Участник дорожного движения обязан руководствоваться только сигналами светофора либо в его отсутствие дорожными знаками. При этом выбранная скорость движения должна обеспечивать соблюдение данных правил.
— Но ведь правилами устанавливается, что, цитирую: «Для информирования водителей и пешеходов о времени в секундах, оставшемся до выключения зелёного сигнала, применяются цифровые табло», это пункт 5.2.2 ПДД РК.
— Таймер не светофор! Ключевые слова — «для информирования», но не для руководства.
Тут-то собеседник наш прав, и мы тоже призываем водителей смотреть не столько на секундомер, сколько на сигналы. Иногда бывает картина обратная — секунд уже ноль, а зелёный горит себе и не думает переключаться. Водители при этом, смотря на секундомер, останавливаются как на красный. Счётчики нам в помощь, но руководствоваться надо сигналами светофора.
Но хочется, чтобы алгоритмы работы таймеров были одинаковыми на каждом перекрёстке! Переключение в режим зелёного мигающего почти везде происходит на разных отрезках таймера. Ведь ответственность персонала СМЭУ — установка и техническое содержание всех элементов средств регулирования дорожного движения: контроллеров, светофоров, детекторов транспорта, линий связи, металлоконструкций и т. д. И разнобойный отсчёт, по нашему мнению, не считается исправным!
— А недавно полицейские сообщили, что в Алматы внедряется новая система, которая позволит считывать нагрузку на перекрёстках в режиме реального времени. То есть речь идёт о так называемых умных светофорах. Расскажите подробнее, как они работают?
— Сегодня в Алматы завершаются наладочные работы по внедрению адаптивной системы управления дорожным движением ImFlow Peek Traffic разработки Dynniq Company (Нидерланды). Сфера их деятельности — разработка и внедрение систем управления дорожным движением. Продукты данной компании внедрены в Амстердаме, Роттердаме, Лондоне, Нью-Йорке, Гонконге, Канберре, Сан-Франциско, Бостоне, Сан-Паулу, Штутгарте, Мюнхене, Копенгагене и т. д. Адаптивная система ImFlow — разработка последнего поколения.
— Как распределяют потоки транспорта? Видят ли они все стороны перекрёстка и как выносят решения?
— Адаптивное управление системой осуществляется в режиме реального времени на основе текущей интенсивности движения автомобилей по всем направлениям. Сбор информации производится детекторами транспорта восемь раз в секунду. Система анализирует информацию о количестве заезжающих и выезжающих с перекрёстка авто, их среднюю скорость, прогнозирует на основе этих данных количество проходящего транспорта на данном перекрёстке по всем направлениям с учётом такой же информации от всех соседних перекрёстков и устанавливает оптимальный режим работы объекта в конкретный момент времени. Система позволяет управлять потоком как в адаптивном режиме — полностью в автоматическом, так и в ручном.
Прекрасно будет, если у нас заработает в полную меру такая система. Так как все, у кого был опыт вождения в Европе, отмечают продуманность светофоров. Один пример из финской глубинки: в городе главная улица, по которой автомобилю по умолчанию горит зелёный. Если по второстепенной к этой улице приблизится автомобиль, то датчики, просчитав состояние трафика, автоматически переключат светофор по главной на красный и дадут практически без остановки проехать автомобилю. Как только проезд перекрёстка завершён, на второстепенной снова загорается красный, а на главной — зелёный. Круто? Конечно! Такой же алгоритм и с пешеходами. Если они появляются у перехода, автомобилям загорается красный. Нет людей — машинам всегда зелёный.
С вопросами о работе таймеров на светофорах мы также обратились в пресс-службу алматинского департамента полиции, но ответа так и не получили. Надеемся, от ручных переключений при внедрении новой аппаратуры и программ мы наконец-то избавимся, ведь очевидно — регулирование в Алматы местами не поддаётся никакой логике. На одном перекрёстке зелёный держат по 90 секунд, хотя уже через 500 метров, на следующем пересечении, его режим — 40 секунд, и трафик останавливается на красный. И каков смысл такой зелёной фазы, если трафик всё равно встаёт?