Знакомо? Многих водителей в подобной ситуации так и подмывает принять левее и объехать собрата с включённой аварийкой по встречной полосе. «Делов-то!» — думают они и… нарываются на лишение прав. Что ж, давайте разберём эту дорожную задачу, а также похожие на неё, что называется, по косточкам.
В ситуации, которую мы описали, объезжать сломавшийся автомобиль разрешается только справа, по первой полосе. Пересекать двойную сплошную нельзя ни под каким предлогом (пункт 9.2 ПДД РК). Нарушителю грозит лишение прав на полгода (часть 3 статьи 596 КоАП РК).
А если сплошная всего одна?
Если проезжая часть разделена одинарной сплошной линией, наказание за её пересечение будет полегче. Но если всё-таки не нарушать правила (а мы всегда за то, чтобы неукоснительно соблюдать ПДД), то объезжать аварию или сломавшееся авто, перекрывшее проезд по вашей полосе, придётся по более сложному алгоритму, в целом потратив больше времени.
Начнём с того, что одинарная сплошная линия разметки разделяет обычно по одной полосе в каждом направлении. Пересекать её допускается, как исключение, при объезде препятствия, если выполнить его иначе невозможно (пункт 1 раздела «Дорожная разметка» ПДД РК).
Но подвох кроется в самом понятии «препятствие», которое дозволено объезжать по встречке. Согласно пункту 1.2.36 ПДД РК, «препятствие для движения — неподвижный объект на полосе движения, не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил».
Иными словами, сломавшееся авто или авария по закону препятствием не являются. Соответственно, объезжать их можно лишь по обочине или… набравшись терпения, ждать приезда полицейских, которые раскидают затор. По правилам — никак иначе! За нарушение данного требования прав вас, конечно же, не лишат, как в случае с двойной сплошной, но выпишут штраф за игнорирование требований разметки — 3 МРП, а за повторное нарушение в течение года — 10 МРП (статья 601 КоАП РК).
Патрульные экипажи, как показывает опыт, разгребать подобные аварии не всегда торопятся. Так что водителям в данной ситуации придётся выбирать, стать нарушителем и заплатить, если поймают, или же смиренно терять время в образовавшейся пробке.
Но хоть на автобусную-то полосу можно?
Схожая с предыдущей ситуация частенько складывается на дорогах с полосами для общественного транспорта. К примеру, в Алматы, на улице Тимирязева, где автобусам под их выделенку — BRT отдали центральную часть дороги, а все остальные автомобили движутся справа, вдоль бордюра. Любая авария или поломка авто намертво блокирует полосу для обычных машин (спасибо городским властям и тем, кто BRT проектировал). Объехать её по обочине нет возможности. А выскакивать на автобусную полосу запрещает всё та же одиночная сплошная. Законопослушным водителям в итоге нужно терпеливо ждать приезда патрульных. А за выезд на выделенку им будет грозить всё тот же штраф 3 МРП и 10 МРП за повторное нарушение по статье 601 КоАП РК. Причём нарваться на него больше шансов, ведь вдоль всей BRT от души понатыкано видеокамер.
Вдогонку стоит ещё, конечно же, напомнить, что объезжать места ДТП или сломавшиеся авто запрещено на трёхполосной дороге с выездом на крайнюю левую полосу (пункт 9.3 ПДД РК) и перед железнодорожным переездом, если манёвр потребует выезда на встречную полосу движения (пункт 15.3 ПДД РК). Во всех этих случаях, если нельзя объехать помеху по обочине, следует вызывать полицейских и ждать, пока те не приедут и не наведут на дороге порядок.