Совсем недавно Министерство внутренних дел РК выступило с заявлением о решении ликвидировать регистрационно-экзаменационные подразделения (РЭП) и передать их функции в госкорпорацию "Правительство для граждан". То есть, МВД не будет больше проводить экзамены на водительские права. Новые меры планируется вводить поэтапно, начиная с 1 июля текущего года. Редакция Zakon.kz решила разобраться в ситуации и уточнить, чего ждать казахстанцам от вводимых перемен.
На сегодняшний день в Казахстане функционируют 16 полноценных специализированных ЦОНов, 6 секторов спецЦОН и 54 регистрационно-экзаменационных подразделения. По факту, немалая доля выдаваемых водительских удостоверений и услуг по регистрации автотранспорта до сих пор приходится на РЭПы. Согласно статистике, в 2018 году из более чем 916 тысяч выданных водительских удостоверений только 541 тысяча в.у. была выдана через спецЦОНы, а из 2,4 млн зарегистрированных авто только 1,8 млн были зарегистрированы в специализированных ЦОНах. Остальные госулуги пришлись на РЭПы.
Сегодня приходя в специализированный ЦОН или РЭП казахстанцы так или иначе сталкиваются с сотрудниками полиции. Ведь в спецЦОНах специалисты госкорпорации принимают и выдают готовые документы, а сотрудники полиции принимают экзамены на знание ПДД, проверяют транспорт по базам розыска, на наличие ограничений и подлинность документов. Саму услугу оказывают сотрудники МВД.
В зданиях РЭП и вовсе весь цикл услуг оказывается сотрудниками полиции. Новшество в сфере регистрации транспорта и выдачи водительских удостоверений позволит полностью исключить контакт сотрудников Комитета административной полиции как с услугополучателями, так и со специалистами Правительства для граждан.
Как сейчас проходит процесс получения водительских удостоверений:
6. Формирование реестров и передача бумажных документов уполномоченному органу
7. Рассмотрение заявки, принятие решения
8. Распечатка водительского удостоверения
9. Выдача водительского удостоверения.
Предполагается, что граждане смогут обратиться в спецЦОНы за получением водительских удостоверений и регистрацией автотранспорта. Сотрудники госкорпорации буду формировать электронные заявки, которые будут направляться по системе в бэк-офис адмполиции. Сам процессинговый центр полиции будет находится вне пределов спецЦОН.
Как будет с 1 июля проходить процесс получения водительских удостоверений:
5. Сдача теоретического и практического экзаменов (16 СЦОН, 1004 автошкол при условии наличия автоматизированной площадки)
6. Распечатка водительского удостоверения
7. Выдача водительского удостоверения.
Информация о наличии необходимых для регистрации автотранспорта документов будет проверяться полицией удаленно в онлайн-режиме из баз данных налоговых, таможенных и других органов, т.е. без фактического предоставления "бумажных" документов.
В зависимости от решения полиции касательно регистрации авто или выдачи в.у. специалисту ЦОН будет моментально приходить ответ. В случае положительного ответа в ЦОН будет распечатан и выдан необходимый документ.
К слову, распределение заявок на проверку документов будет производиться между сотрудниками полиции в автоматическом режиме, без возможности выбора. Это полностью исключит "человеческий фактор".
На первом этапе планируется, что таких бэк-офисов административной полиции будет 17, по одному на каждую область. В будущем их останется только 2, в гг. Нур-Султан и Алматы.
В городах, где нет спецЦОНов, поселках городского типа и т.д. граждане смогут зарегистрировать авто и получить водительское удостоверение в обычных ЦОНах, которые будут также на связи с бэк-офисами полиции.
Отмена осмотра вновь ввозимых в республику автомобилей
Также новые правила регистрации авто подразумевают отмену процедуры осмотра при первичной регистрации транспортных средств в спецЦОНах. В 2018 году в Казахстане отменили повторный осмотр автомашин, которые уже имели регистрацию в Казахстане. Теперь это коснется и вновь ввозимых в республику авто. Предварительный осмотр и таможенная очистка будут проводиться в таможенных органах, и только при необходимости в повторном осмотре – в территориальных органах МВД.
Таким образом, для казахстанцев новые бизнес-процессы госуслуг по регистрации авто и выдаче в.у. сулят только положительные перемены.
Во-первых, увеличится количество точек доступа населения к получению госуслуг за счет того, что теперь получить их можно будет в обычных ЦОНа, где действует электронная очередь и все процессы максимально прозрачны. Во-вторых, будет полностью исключен контакт с услугодателем, за счет того, что сотрудники полиции практически "съедут" из зданий ЦОН. В-третьих, с территории специализированных ЦОНов исчезнут посредники, так как "договориться" будет уже не с кем. В-четвертых, сократятся сроки оказания госуслуг.