Авто старше 20 лет — самые популярные в Казахстане
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в октябре в республике на учет было поставлено около 112,9 единиц автотранспорта – это на 13% больше, чем в сентябре. Нынешний результат – рекордный за три последних года. Это говорит о том, что
авторынок Казахстана сейчас находится на подъеме
Подтверждает данные и Союз предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром»: в октябре на учет было поставлено 127,7 тыс. единиц автотранспорта, что на 16% выше показателей октября 2017. Несмотря на расхождение в цифрах, ассоциации сходятся в том, что
динамика на рынке положительная, что обусловлено в том числе и ростом реальных доходов населения
По данным АКАБ и подсчетам КазАвтоПрома, итог 10 месяцев — рост регистраций 14,2% и 16,3% соответственно. Последние говорят о том, что в январе-октябре уже было совершено около 1,1 млн сделок, тогда как по данным АКАБ, рубеж в 1 миллион сделок пока не преодолен (не хватает 12,5 тыс. сделок).
Тенденция: 2 из 5 проданных авто – старше 20 лет
Однако 19 из 20 сделок совершаются на вторичном рынке, а там велика роль автохлама. Получается, что активность на авторынке обеспечивается не за счет новых моделей, а благодаря старым авто, выпущенным еще в прошлом веке.
По данным АКАБ, только в октябре 40,3% сделок составили купля-продажа машин старше 20 лет. Еще 28,6% пришлось на транспорт, выпущенный в 1998-2008 годах.
По итогам октября, автомобили в возрасте до трех лет заняли чуть более 9% вторичного рынка
При этом октябрь стал едва ли не лучшим по этому показателю. Если смотреть данные по году, видно, что обычная доля вдвое ниже.
«Динамика сделок на автомобильном рынке свидетельствует о тенденции старения отечественного парка
Так, доля транспортных средств старше 20 лет в перепродажах на вторичном рынке выросла с 36% в январе-октябре 2017 до 39,6% за отчетный период. Доля транспортных средств от 1 до 3 лет сократилась с 8,2% до 4,5%», — сообщили в КазАвтоПроме.
Автомобили в возрасте до 1 года на вторичном рынке по понятным причинам представлены слабо: они участвовали в 0,6% октябрьских сделок, примерно 1 автомобиль на 200 совершенных продаж.
Продажи новых автомобилей также растут. По данным АКАБ, в январе-октябре на учет поставлено 67,8 тыс. единиц всех типов техники — на 12,2 тыс. авто больше, чем за аналогичный период 2017.
По данным КазАвтоПрома, вклад первично регистрируемых транспортных средств составил 67 535 ед., это на 24,5% выше аналогичного значения 2017 года. Другое дело, что этих темпов недостаточно, это отражает и уровень доходов населения:
денег стало хватать на автомобили, но пока только на старые и нередко в кредит
Интересно, что в Алматы и области, Астане и Шымкенте чаще всего из новых авто покупают Toyota, во всех других регионах – Lada.
Наибольшая активность – на юге
Наибольший спрос на автомобили в возрасте более 20 лет в Алматинской области. Здесь с начала года зарегистрировано более 85,7 тыс. сделок купли-продажи подобной техники. Не очень сильно отстает бывшая Южно-Казахстанская область (64,2 тыс. единиц), на 3 месте Алматы — 34,2 тыс. единиц. Всего на долю этих регионов приходится более 45% покупок старых авто.
Что касается сделок с автомобилями младше 1 года, крупнейшие рынки – это Астана (757 единиц) и Алматы (1381 единиц) — более трети всех подобных продаж.
В целом же наибольшая активность традиционно отмечается в южных регионах Казахстана. По данным КазАвтоПрома, в январе-октябре 2018 года в Алматы и области, Шымкенте и Туркестанской области вторично зарегистрировано около 436,5 тыс. единиц автотехники – более 42% от всех сделок по республике.