В Алматы, как и во всех крупнейших городах мира, остро стоит проблема перегруженности автомобильным транспортом. Как решается этот жизненно важный вопрос, читайте на Zakon.kz.
На сегодняшний день в южном мегаполисе зарегистрировано 544 тысячи автомобилей, и в центр города ежедневно заезжают 250 тысяч. По статистике, за последние 10 лет количество автомобилей увеличилось здесь на 20%, что, в первую очередь отражается на уровне загрязнения воздуха и низкой мобильности населения. Видя такую картину, власти города озаботились сокращением личного транспорта. Ориентируясь на мировой опыт, решили достичь этого путем внедрения платных регулируемых парковок, хотя такие попытки предпринимались и раньше, однако они оказались безуспешными.
Немного предыстории
В 1997 году в Алматы было создано Управление временными стоянками, но через пять лет его упразднили с передачей функций в Технический центр акима Алматы. В 2008 году центр переименовали в «Алматы паркинг», но прозрачность сферы не была обеспечена. Так, в 2015 году прокуратура выявила многочисленные факты хищения средств, поступивших от уплаты за парковку и теневого сбора, и в отношении работников госпредприятий были возбуждены уголовные дела.
По данным мониторинга независимых экспертов, подавляющая часть (порядка 90%) оборота средств уходила в тень, то есть не поступала в бюджет города. Низкая культура парковщиков порождала многочисленные жалобы, горожане указывали на фаты вымогательства.
Стратегия устойчивого транспорта
Для системного решения проблемы акимат в 2012 году принял Стратегию устойчивого транспорта г. Алматы на 10 лет вперед, которая была разработана совместно с ПРООН и Глобальным экологическим фондом и отражала новые ключевые направления деятельности, цели транспортных политик и планы. Одной из основных задач являлось создание регулируемых автоматизированных платных парковок с дифференцированными тарифами, следом был подготовлен отдельный документ «Стратегия управления паркованием», суть которого сводилась к тому, что в центре Алматы, где пространства для парковки недостаточно, а спрос высок, будут внедрены регулируемые платные парковки. Они предназначались в основном для гостей, а не для горожан, которые каждый день приезжают на работу и паркуются на весь день. Алматинцы могут пользоваться парковкой по месту жительства бесплатно, купив относительно недорогое разрешение на год. Контроль за порядком на парковках и наложение штрафов за парковку в неразрешенных местах и неоплаченную парковку были возложены на парковочных инспекторов.
Долой наличную оплату
Подробно изучив международный опыт на примере таких городов, как Таллин, Прага, Париж, Москва, Краснодар, «Алматы паркинг», начиная с ноября 2015 года, запретил наличную оплату за парковку до момента организации автоматизированной электронной системы.
Как показал анализ, финансирование платных парковок за счет госсредств является большой нагрузкой на бюджет, во-вторых, ведет к слабому контролю над их расходованием.
Учитывая непростую экономическую ситуацию и безуспешные попытки создать платные парковки собственными силами, а также предпочтительный выбор концессионной модели при организации этой системы в мире и опыт реализации проекта в Астане по модели ГЧП, акимат Алматы в декабре 2015 года принял решение развивать новшество путем привлечения инвесторов.
Одной из первых в этом качестве рассматривалась французская компания Indigo Group, которой было представлено для анализа порядка десяти участков. По их расчетам окупаемость проекта составила бы больше 40 лет, при этом в течение срока строительства необходимо было произвести оплату за аренду земли и налогов. Такой вариант не устроил городские власти, и потенциальный инвестор получил отказ. Переговоры велись еще с рядом инвесторов, имеющих опыт создания системы платных парковок в таких городах, как Минск, Таллин, Прага.
Следует отметить, оптимальная стоимость парковки для зарубежных инвесторов была в пределах 2-3 евро за час, что не соответствовало социальному уровню жителей Алматы.
В приоритете смешанная форма собственности
По форме собственности также рассматривался опыт крупных городов мира. К примеру, в Москве – государственная форма собственности, в Таллине, Праге, Мадриде – смешанная форма, в Риге и Минске – частная. В Алматы, учитывая снижение бюджетных поступлений и необходимость привлечения МСБ к реализации инвестпроектов, была выбрана смешанная модель: 70% - частная, 30% - государственная.
Для определения покупателя 70% доли ТОО «Алматыспецтехпаркинг сервис» стоимостью 131,8 млн тенге, в мае 2016 года Управлением финансов был проведен конкурс, в котором приняли участие 4 компании, в том числе одна иностранная, и в качестве партнера было определено ТОО «RR2».
Первая автоматизированная платная парковка
Первым этапом развития парковочного пространства Алматы была инвентаризация. Данные Управления природных ресурсов и регулирования природопользования и Генплана ни по числу парковочных мест, ни по числу автомобилей не совпадали.
Затем была разработана концепция парковочного пространства Алматы. И вот летом 2016 года в пилотном режиме рядом с Зеленым базаром удалось запустить первую автоматизированную платную парковку с электронной системой оплаты. Место выбрали с учетом большого количества жалоб, ведь раньше здесь парковочные места были заполнены автотранспортом работников кондитерской фабрики «Рахат», «Алматинских электрических станций», рынка и других близлежащих организаций, что создавало проблемы для мобильности посетителей рынка.
С появлением регулируемой парковки освободилось пространство, и количество посетителей рынка увеличилось в 5 раз. Также с 15 до 80% заполнилась пустующая прежде многоярусная парковка на 450 мест на пересечении улиц Макатаева-Зенькова.
Тариф за парковку в разы ниже, чем в крупных городах мира
Тариф за парковку установлен в сумме 100 тенге в час, что в пять раз ниже стоимости, заявленной «Алматыспецтехпаркинг сервисом». К слову, вопрос по тарифу обсуждался в городском маслихате и с общественностью города, где и была рекомендована эта цена – 100 тенге.
Между тем, во многих городах мира установлен в основном дифференцированный тариф, который в разы превышает стоимость парковки в Алматы. При этом оборудование и программное обеспечение у нас аналогичны тем, что используются, например, в Токио, Лондоне, Риге и Мадриде.
Для сравнения: - в Мадриде стоимость парковки составляет от 3 до 6 евро/час (в 26 раз дороже); - в Праге – от 1,6 до 3,2 евро/час (в 14 раз дороже); - в Таллине – от 1,5 до 6 евро/час (в 26 раз дороже); - в Москве – от 0,62 до 3 евро/час (в 13 раз дороже); - в Риге – от 1 до 8 евро/час (в 35 раз дороже); - в Минске – от 1 до 2 евро/час (в 8 раз дороже); - в Алматы – от 0,23 евро/час (100 тенге/час).
Налоговые поступления от платных парковок выросли в 10 раз
Итак, на 1 октября этого года количество платных парковочных мест в южном мегаполисе составило 11 010, или 10% от всего парковочного пространства города. В зонах платных парковок установлены 155 стационарных платежных терминалов (паркоматов).
Налоговые выплаты в бюджет с 2016 по 2018 год выросли в 10 раз и составили 783 млн тенге, штрафы за неуплату парковки - 522 млн тенге.
В настоящее время парковочные зоны работают с 8.00 утра до 19.00 вечера, тогда как в мире практикуется круглосуточный режим. Таким образом, режим работы парковок в Алматы направлен на снижение загруженности трафика в центре города исключительно в дневное время.