С момента, как в Казахстане строго взялись за тонировку, возмущению водителей нет предела. До сих пор многие не знают, что и раньше тонирование передних боковых и лобового стекла автомобиля ПДД запрещали, и считают, что его в какой-то момент взяли и запретили. На самом деле полиция много лет просто закрывала глаза на это нарушение. С того дня, как затянули гайки, прошло уже почти 10 лет, а автовладельцы по-прежнему думают, как «закатать» стёкла и обхитрить инспектора одновременно. Разного рода артели тоже не сидят сложа руки и придумывают новые обманки.
С наступлением лета Сеть буквально завалило рекламой съёмной тонировки из США всего за 10 990 тенге. Одновременно несколько аккаунтов в популярной сети «Инстаграм» работают над распространением этой рекламы.
Заманчивое предложение, скажут заинтересованные. Установка затемнённого гибкого пластика занимает всего несколько минут, а снятие – считанные секунды. Реклама гласит, что такое решение легально. Но так ли это?
Один из пользователей сервиса обратился в редакцию с историей о покупке съёмной тонировки. Развели. Что же случилось и как это работает?
Развод № 1
Из рекламы в «Инстаграме» ссылка ведёт на посадочную страницу, где подробно описан товар и висит форма заявки для обратного звонка. Страничка хорошо «нарисована», и вроде всё серьёзно. Заполнив заявку, клиент дожидается звонка, вступает в беседу с продавцом, который подробно отвечает на вопросы и предлагает скидки и подарки.
За комплект чудо-тонировки на оба передних стекла просят 23 390 тенге. Забавно, что, несмотря на расспросы о модели автомобиля, цена фиксированная. Мы это поняли, пока пробовали делать заказ на разные машины. К этому моменту ещё вернёмся. На второй комплект (другу, брату, свату) предлагают хорошую скидку. Хотя уболтать менеджера на скидку 50 % даже на один заказ не составляет труда. В итоге голос в трубке сообщает о цене, как в рекламе, — 10 990 тенге. Что ж, вроде не врут. Прибавив 1 690 тенге за доставку (цена фиксированная по всему Казахстану), затонироваться можно за 12 680 тенге. И никакой предоплаты. Рассчитаться клиенту придётся на почте при получении посылки либо же через курьера.
Наш потерпевший заказал сразу два комплекта. На второй ему сделали ещё скидку, опустив цену до 7 695 тенге. Итого сумма заказа с доставкой составила 20 375 тенге.
Спустя несколько дней посылка пришла, и тут покупателя ждал сюрприз. Содержимое коробки сильно отличалось от того, что показывали в рекламе. Хотя посмотреть, что внутри коробки, невозможно, пока в кассу почтового отделения не будет внесена оплата. Что же там отправили?
Ну, это действительно плёнка, тёмная, и она действительно съёмная. Только… ужасного качества, тонкая и вонючая, а её размер и форма не соответствуют озвученной при заказе модели автомобиля — она заметно меньше и имеет очертания лишь для обычных легковых. Размеров, как выяснилось при изучении упаковки, всего два, маленький и большой, т. е. она универсальная. Продавец спрашивал про модель машины по телефону, чтобы показать серьёзность подхода к делу, ведь понимает, что каждое стекло имеет свои конкретные размеры.
Тексты на упаковке с грубыми ошибками и характерное MADE IN CHINA также ни о каком родстве с продуктом из США не свидетельствуют. На упаковке не указано ни место производства, ни соответствие требованиям ЕАЭС. Два куска не пойми чего позорно обрамлены по краям тканевой каймой с гибким каркасом внутри, да и выглядит товар не на 10 990 тенге.
В коробку был положен документ, называемый товарным чеком, но по сути филькина грамота — ни названия ТОО, ни печатей, ни подписей.
Любой нормальный покупатель посчитает себя обманутым и захочет вернуть деньги. Наш герой не исключение. Попытка дозвониться до компании успехом не увенчалась: номер, с которого ему звонили по заявке, отключён. Судя по всему, после «отработки заказа» номер блокируется, а для связи с новыми клиентами зарегистрированы сотни других. Обратный адрес на посылке тоже ни о чём не скажет — это талдыкорганский Главпочтамт. Впрочем, не помогло и название компании ТОО «Эквип Маркет». Контора, конечно, настоящая, но зарегистрирована в комнате 303 гостиницы «Алатау» всё в том же Талдыкоргане. В отеле о бизнесменах ничего не знают.
Попытка найти следы компании, заказав тонировку повторно, пока ничем не увенчалась. Реклама чудо-юдо-тонировки отсылает теперь на другую фирму — в Астане. И таких тэоошек по стране может быть десятки. И конечно же, они ничего не слышали о проблеме и уверяют, что никакого отношения к мошенничеству не имеют. Принцип же работы как под копирку: видео в «Инстаграм», заявка, обратный звонок, те же скидки и подарки по акции, оплата по факту наложенным платежом.
Как теперь вернуть деньги?
Наш знакомый угрожал астанинской фирме обращением куда угодно, если ему не вернут деньги. На сегодняшний день ему удалось добиться лишь контактов руководства конторы, но связяться с ним пока не получилось.
Мы обратились за консультацией к юристу Бахыту Касымбекову. Теоретически мошенничества здесь нет, товар ведь пришёл. Разве что он не соответствует описанию, и потребитель неудовлетворён. В таком случае за покупателя заступается Гражданский кодекс, но придётся идти в суд. Не выбрасывайте «документы», которые были в посылке, чек об оплате с почты, а также сделайте скриншоты рекламы с описанием и изображением товара. После необходимо написать исковое заявление и отправить его заказным письмом по юридическому адресу компании (в нашем случае это гостиница «Алатау» в Талдыкоргане). Но как уже нам известно, самого офиса по этому адресу нет, и обратно придёт не уведомление о получении, а об отсутствии адресата. Это уведомление, как и всё имеющееся по этому заказу, следует приложить к иску и обратиться в суд.
Как ещё можно попробовать выйти на подобные ТОО и воздействовать на них? Жалоба в налоговую. Официальное письмо о том, что указанной компании не существует по юридическому адресу, в Комитет госдоходов как минимум инициирует проверку, а за это юрлицу полагается штраф и снятие с НДС.
Наша история ещё не заканчивается, но этой публикацией мы бы хотели предупредить автомобилистов о том, что вы можете получить, если столкнётесь со схемой, указанной выше. Конечно, не все продавцы аксессуаров являются обманщиками, но определить, кто из них чист на руку, а кто нет, при таком раскладе будет непросто.
Развод № 2 и нарушение вдобавок
В рекламе пишут, а по телефону говорят, что тонировка легальная. Это не совсем так. Передние боковые и лобовое стёкла могут быть залеплены хоть чем, но только во время стоянки. А вот когда вы в движении, извините, нет. «Легальность» такого метода тонирования заключается, по сути, в обмане: пока полицейский идёт к машине, водитель её успевает снять — была тонировка… и нет её. «Вы что-то видели, инспектор? Наверное, вам показалось…» Продавцы уверяют, что проблем с гаишниками не будет, т. к. именно возможность её снять не позволит вас оштрафовать.
Эта уловка действительно проходит, хотя если попадётся въедливый полицейский, то держитесь! В любом случае внимания со стороны патрульных не избежать, останавливать будут за нарушение ПДД, где отчётливо сказано, что запрещается эксплуатация автомобилей, если нанесены покрытия либо наклеены прозрачные цветные плёнки на ветровых и (или) передних боковых стёклах кабины.
А каркасные шторки? Они легальны?
Раз уж мы заговорили о съёмной тонировке, то множество вопросов ходит и вокруг съёмных шторок. Этот аксессуар даже в автосалонах предлагают вместе с новыми автомобилями. Ответ по ним тот же: на стоянке устанавливайте без проблем, во время движения — нет. Шторки — это предметы, ограничивающие обзорность с места водителя, ПДД разрешают их ставить только на задние стёкла.
Но сидеть в теньке (или прятаться от взглядов) многим водителям хочется именно в пути. Встретить зашторенные машины можно повсюду, и бороться с ними, так же как и со съёмной плёнкой, гаишникам непросто.
А ещё у шторок есть небольшая дырка… в законе. Пояснений о том, где проходят границы обзорности водителя, в ПДД нет. К тому же часто можно увидеть сетчатые экраны, закрывающие оконный проём не полностью, — вуаля! — зоне обзора (вперёд и в зеркала) ничего не мешает. Чтобы понять про обзорность, придётся лезть в Техрегламент Таможенного союза, где об этом говорится очень сложно и подробно, но эти нормы в целом прописаны для стандартизации производимых и сертификации ввозимых автомобилей. Формально — нарушение, однако трактовка в ПДД позволяет поспорить… В любом случае останавливать за шторки всё равно будут, как за устройство, мешающее обзорности. Другой вопрос, готовы ли вы регулярно тратить своё время и нервы в общении с гаишниками.
Мы продолжим следить за этой историей и будем держать вас, уважаемые читатели, в курсе развития событий.
Обновлено, 15 июня 2017 года, 16:20: спустя сутки после публикации материала с нами связался герой этой истории и сообщил, что ему всё-таки удалось вернуть свои деньги. Все 20 375 тенге выслали на карточный счёт. Повлияла на это решение публикация материала или же у продавцов просто-напросто проснулась совесть, вопрос пока открытый. Сам товар, кстати говоря, назад они требовать не стали.