Хочешь купить машину? Сначала купи парковку! План спасения Алматы
Сегодня для Алматы и Астаны проблема размещения своего автомобиля в рабочее время перед местом работы, а вечером возле дома стала острой настолько, что депутаты задумались: а не внести ли нам японский порядок? Если у тебя нет клочка земли 3х5, то и машину тебе никто не продаст. У людей повышается благосостояние – увеличивается количество машин. А города изначально были спроектированы под малое количество автомобилей. О том, как решить проблему парковок, мы поговорили с кандидатом технических наук, патентным поверенным РК Александром Погуляевым.
— Наши бывшие советские города не были рассчитаны на такое количество машин, как сейчас. В Алматы с учетом въезжающих автомобилей — 1 млн транспортных средств. И вы предлагаете новую концепцию размещения транспортных средств. Сколько еще можно найти дополнительных мест для парковки в Алматы?
— Проезжая часть слева. Тротуар справа. Между ними зеленая зона, по которой проходит арычная сеть. Здесь высаживаются зеленые насаждения.
— И там вы предлагаете парковать автомобили?
— Да. Суть нашего решения в том, чтобы использовать парковочную платформу над арычной сетью. Между ними будет пространство, которое засевается зеленой травой. Есть схема, как будет выглядеть парковка. Справа и слева от проезжей части устанавливается парковочная зона. Это бетонная, металлическая или как наилучший вариант металлокомпозитная решетчатая конструкция, которая располагается между тротуаром и проезжей частью. Примерно так будет выглядеть реальное парковочное место для легковых автомобилей.
— Нужно еще и научиться заезжать на такую конструкцию.
— Если водитель не умеет заезжать на такую конструкцию, то ему не надо выдавать права.
— Нужно ввести это в экзамен по вождению.
— Не помешает… Но прежде чем рассказывать об этом типе парковки, нужно было бы прокомментировать существующие типы стоянок. Наиболее распространенный – парковка вдоль улицы. Это удобно; подъехал и остановился — это плюс. Минус – она резко сужает проезжую часть, создает пробки, страдает безопасность движения. Но это наиболее массовый вариант парковки.
— В некоторых местах уже нет обочин на улицах.
— В наиболее загруженных участках просто негде встать. Второй вариант парковки — встать там, где есть свободная площадь – под мостами и другими сооружениями, имеющими парковочные площадки. Но таких парковок в городе ограниченное количество. Они проблему не решают. Третий вариант – подземные парковки. Сейчас они строятся. Но первая проблема – дороговизна. А вторая – ограниченность мест.
— Я видел объявление: «Продается парковочное место в жилом комплексе в подземном паркинге, 20 тысяч долларов». За что?! А сколько ваше парковочное место будет стоить?
— В 3-4 раза дешевле, чем парковочное место на механизированной парковочной стоянке.
— Давайте цифру назовем.
— Цифру назвать трудно.
— Ну давайте по старой цене.
— По старой цене земли прежде всего. Сколько будет стоить земля под эту стоянку? Если земля будет дорогая, то и парковка будет дорогая.
— Это если будет мое личное место. А если арендная парковка? Кто-то взял землю в аренду, организовал ИП… Вы просчитывали, сколько стоит организация рабочего места?
— Эти парковки для бизнеса выгодные. Для платных парковочных стоянок. Почему? Потому что они относительно быстро будут окупаться, если землю давать в аренду или продавать по разумной цене. Увы, земля дорогая. А цену устанавливает наше руководство – акимат города, маслихат.
— Рынок устанавливает. Откройте газету – посмотрите.
— Рынок рынком. Или проблему нужно решать, или цену за землю устанавливать.
— Я вам так скажу – кусок 3х5 никогда в жизни стоить 20 тысяч долларов не будет. Это будет гораздо дешевле.
— И властями города должно быть принято решение назначить разумную сумму. Чтобы она была доступна для большинства любителей.
— Как только я увидел над зеленой зоной ваши решетки из стекла и бетона, из композитов и металла – первое, что я себе записал с большим знаком вопроса – экология.
— Хм! Экология! А что вы подразумеваете под словом «экология»?
— То, что будет под вашей решеткой. Травка зеленеет…
— Под нашей решеткой…
— Я знаю, что вы сейчас скажете. У нас всего на трех улицах Алматы растет трава, все остальное бурьян.
— Правильно.
— Вы специально взяли такие места, где применили Photoshop. Понятно. Но мы же стремимся к тому, чтобы везде была трава! А вы на нее ставите решетку, а на решетку – машину, из которой вытекает антифриз, масло, солидол капает разогретый.
— Василий Васильевич, это вопрос не ко мне. Это вопрос к ГАИ. Почему они допускают к эксплуатации это старье? Его давно надо списать.
— Вы считаете, что мы уже так хорошо живем, что каждый казахстанец должен ездить на новом автомобиле, из которого ничего не капает?
— Из него в принципе ничего не должно капать.
— Я бывал в странах, где за каплю масла, пролитую на асфальт, платится большой штраф. Потом этот автомобиль изымается из эксплуатации.
— Это разумное решение. Зачем же окружающую среду портить автомобилями? Когда автомобилей было мало, Алматы был зеленым городом. Вдоль арыка идешь и черешню собираешь. Сейчас этого нет. Улицы расширены до предела. Вот еще одна проблема, связанная с существующими методами парковки. Дороги расширять некуда. А что такое расширение дорог? Это затраты на изготовление дороги, затраты на эксплуатационное содержание…
— И все равно одна полоса будет занята стоящим транспортом.
— Надо было искать решение, которое увязывает все эти проблемы, и находить оптимальное. Самое главное для Алматы – сохранить зелень, облик. А у нас строится большое здание, вокруг него все асфальтируется, забивается машинами. Видите — все деньги решают. А надо умом думать, не только деньгами.
— Какие деньги решают?
— Потому что выгодно строить высокое здание.
— А парковку невыгодно строить. Хотя она окупается, как вы говорите, в ближайшие годы.
— Все нужно рассматривать в сопоставлении. Речь идет о стоимости существующих систем парковки. Вы же сами говорите, что место стоит 20 тысяч. Да, примерно 15-20 тысяч будет стоить машиноместо на механизированной парковке. Наша парковка будет стоить примерно 3-4 тысячи…
— Это если лично себе купить.
— Да. И потом можно же обязать людей за ней следить. Если это частная парковка – на ней должна зелень выращиваться. Есть еще такой вид – экологическая парковка. В чем ее суть? Снимается слой почвы, делается подложка, укладывается георешетка, засыпается почвой, а почва засевается. На улице Валиханова есть такая стоянка. Одну сделали – на этом все прекратили, потому что трава стирается. Нельзя допускать контакта шины автомобиля со слоем, где корневая система. Все пропадает. В Москве была массовая застройка этими экопарковками. Та же самая негативная картина. У нас эта проблема четко решается. Шины автомобиля не вступают в контакт с поверхностным слоем земли.
— И через эти решетки видно…
— Должно быть. Можно грибы там посадить.
— Ну, чтобы опять не капал антифриз.
— Эта проблема есть. Он в принципе не должен капать. Но если даже капает, тут есть решение технического характера. Есть биозащита, например. Нанести биоматериал, который будет уничтожать это масло.
— Даже так.
— Это существует. Над арычной сетью нужно положить легкое перекрытие. Пусть туда собирается.
— А куда же тогда бутылки кидать, окурки, пачки от сигарет?
— Это уже серьезно.
— Урны у нас разворованы. Хотя бы арыки…
— Тогда возникнет другая проблема. Решим автомобильную, а мусор куда кидать…
— Это к смеху. А серьезно… Так все хорошо рассказали. Я – за! Нас сейчас слышат миллионы. Почему не внедряете?
— Вы знаете, у инноваций тернистый путь к внедрению.
— Это вы как патентный поверенный говорите?
— Да. Как патентный поверенный, как изобретатель. У меня 70 собственных изобретений. 3 из них внедрены в производство.
— Из 70-ти?
— Это нормально. В мире только 10% инноваций внедряется в производство.
— Это нормально?
— Конечно.
— И что нам делать с нашей инновацией?
— Вопрос довольно простой. Это архитектура этого или других городов Казахстана, специалисты должны этот вопрос обсудить и принять решение.
— Александр Дмитриевич, стоп! Эти должны. Те должны. Сейчас все услышат – прибегут. Вы лично что сделали, чтобы дать людям свое изобретение в виде этих парковок, которые очистят улицы Алматы от пробок?
— Мы показываем людям, как можно эту проблему совместно решить.
— Согласен. Общественность согласна. А кто решает?
— В данном случае эту проблему, наверное, решает руководство города.
— Опять – наверное. Вы туда обращались? Вы кому-то представили свой проект?
— Да. Мы год назад представляли акимату. Есть такое решение. Нам давался позитивный ответ. Но воз и ныне там.
— Вы считаете, что там кто-то должен все бросить и прийти?
— Понимаете, это не производство водки. Разлил по бутылкам и запустил в продажу. Здесь требуется принципиальное решение о переходе к иной придорожной инфраструктуре. Это без городских служб не решить. Они должны понять, обсудить. Если эта концепция приемлема, можно реализовать.
— Ну так напишите туда.
— А мы это и делаем.
— Покажите мне письменный ответ, где они пишут – приходите, мы готовы с вами обсудить и наладить производство. Есть люди, которые наладят производство?
— Есть. Мы обращались на заводы – они готовы это делать. Они понимают, что это прибыльно для завода. Это решает проблему. Ко мне обращались бизнесмены, которые готовы вложить деньги в развитие этого дела. Но вопрос опять же упирается в принятие решения по городу Алматы.
— Я у вас в документах пока видел только одно принципиальное решение, подписанное заместителем правительства города Москвы – приезжайте, мы готовы.
— Есть такое письмо.
— Где здесь письмо от акимата города, в котором вы проживаете?
— Но у нас есть позитивный ответ от архитектуры города. Правда, они выражают сомнения по поводу стоимости. Но я сказал, что стоимость стоянки упирается в стоимость земли. А стоимость земли определяется городом. Можно говорить о рыночной цене. Но нужно или продавать землю, или решать проблему. Одно из двух.
— Что же! Вы меня убедили, что кому-то это не нравится.
— Не то что не нравится. Просто продвижение инноваций — довольно тернистый путь. В головах людей должна уложиться приемлемость этой концепции. Сначала нужно сделать опытную стоянку. Тогда мы сможем четко сказать – да, это приемлемо.
— Пишите письмо в маслихат нашим депутатам, которых мы скоро будем избирать. У акима города надо просить место для опытной стоянки. Вот на этом участке сделали 30 мест. Как хорошо. Нет 30 автомобилей. А это 150 м стоянки.
— Я надеюсь, что акимат города и новый аким увидят эту программу. Можно и не писать.
— Нет. Вы зря надеетесь. Писать и писать. Даже если вам по телефону скажут – все хорошо, давай действовать. Только бумага.
— Я последую вашему совету и напишу.
— Спасибо вам, Александр Дмитриевич, что у вас душа болит за общее дело, за наше общее государство. Хотелось бы, чтобы каждый человек душой болел за нашу страну, так же как вы.