Низкие котировки нефти стали причиной рекордного падения цен на бензин в США и Европе, но в России ситуация обратная – бензин дорожает. Соответственно, и в Казахстане, топливный рынок которого находится в сильной зависимости от российских поставок, тоже. Но если Россия готовится к подорожанию на 10% в ближайшее время, то в Казахстане в связи с выборами взлет цен можно ждать не раньше апреля.
В Европе и США за последние семь лет цены на топливо находятся на минимальном уровне. Отреагировав на нефтяную динамику, они вернулись к началу 2009 года, когда баррель нефти, как и сейчас, стоил около 35 долларов. По данным Управления энергетической информации (EIA) США, если год назад при стоимости барреля нефти сорта Brent 54 доллара галлон (3,78 литра) дизтоплива в стране стоил в среднем 2,84 доллара (75 центов за литр), то по состоянию на 8 февраля 34 и 2,01 доллара (53 цента), соответственно. Таким образом,
- за год дизельное топливо в США подешевело на 41,5%, что совпадает с динамикой стоимости нефти: стоимость барреля снизилась на 58,8%
Аналогичная ситуация с бензином. Средняя по США цена галлона бензина Regular (эквивалент Аи-92), год назад составлявшая 2,18 долларов (58 центов за литр), в настоящее время снизилась до 1,74 долларов (46 центов).
Цена на бензин в США напрямую зависит от цен на нефть
Низкая цена на бензин в США, отмечают эксперты, помогает сохранять низкую инфляцию. Цены не растут, а даже снижаются: падает стоимость компаний, недвижимости, потребительских товаров. Впрочем, дефляция является одной из потенциальных угроз, которая едва брезжит на горизонте. Прогноз EIA: в следующем году цена за баррель нефти поднимется до 50 долларов, что должно снять потенциальные негативные последствия слишком дешевой нефти.
Налоговый пресс в России
Что же касается России, то в 2015 году, несмотря на падение стоимости нефти, рост розничных цен на разные виды нефтепродуктов составил 4-5%. По данным Росстата, в прошлом году средняя цена дизельного топлива выросла на 3%, бензина АИ-92 – на 4,9%, АИ-95 и выше – на 4,8%. Средняя по стране стоимость литра бензина составила в 2015 году 34,9 рубля. При этом оптовые цены увеличились более чем на четверть. Аналитики отмечают снижение маржи АЗС в течение 2015 года с 26% до 12%.
Информационно-аналитический центр «Кортес» сообщает о продолжающемся росте цен на оптовом рынке. Так, оптовые цены на бензин АИ-92 за период с 15 января по 15 февраля выросли на 13,8% (с 31,5 до 35,9 тыс. рублей за тонну), АИ-95 подорожал на 11,6% (с 33,2 до 37,1 тыс. рублей). И это понятно. Весной и летом оптовые цены растут на фоне повышения спроса, выхода НПЗ на плановые ремонты и последующего сокращения переработки. В таких условиях
- дальнейший рост розничных цен на бензин в России, а следовательно и в Казахстане, является неизбежным
Сначала поднимается биржевая цена на топливо, растущий вслед за ней мелкий опт тянет за собой стоимость литра в рознице.
- В 2016 году вице-премьер Аркадий Дворкович ожидает повышения цен на бензин на 10%
Причина парадокса
Чем обусловлена столь парадоксальная ситуация? Почему на фоне резкого снижения себестоимости сырой нефти цены на бензин в США падают, а в России растут?
Разберемся в механизме ценообразования. В США цена одного галлона бензина имеет следующую структуру: 42% – стоимость сырой нефти, 19% – ее переработка, 17% – перевозка и торговля, 22%– налоги.
- В России в структуре себестоимости топлива нефтяная составляющая занимает всего 7%, переработка и транспортировка –22%, а основная часть – свыше 60% –приходится на различные налоги,
как прямые, которые платят производители, так и косвенные (акцизы).
Почти втрое более низкая налоговая составляющая в цене топлива в США снижает себестоимость готовой продукции, а высокая доля сырья делает ее чувствительной к нефтяным котировкам. В России, как видим, все наоборот — динамика нефтяного рынка не является определяющим фактором для изменения цен на бензин. В России основную роль играют внутренние факторы, так или иначе ложащиеся в цену топлива: от увеличения налоговой нагрузки на отрасль до большого количества валютных кредитов.
Осуществляемый в России с начала прошлого года «большой налоговый маневр» (планировавшийся при высоких ценах на нефть) в первую очередь направлен на стабилизацию доходов бюджета в условиях колебаний цен на нефть. Вместе с тем
- снижение экспортной таможенной пошлины с 1 марта еще на 24% (до 39,5 доллара за тонну против 52 долларов месяцем ранее) делает продажу нефти и нефтепродуктов за рубеж еще более выгодной, тем самым создавая дефицит топлива внутри страны
И это понятно. Растущий экспорт приносит производителям доходы в валюте. Только с начала этого года поставки горючего за рубеж выросли почти на 40%, при этом отгрузка на внутренний рынок сократилась на 8,4%, а производство просело на 3%.
Кроме того, регулярно растут акцизы на топливо. Так, после роста ставок с 1 января текущего года, с 1 апреля произойдет повышение акцизов еще на 2 рубля на бензин и на 1 рубль на дизтопливо. Таким образом, акцизы с 1 апреля на бензин класса Евро-5 составят 10 130 руб. за 1 тонну (рост с 7 530 руб./т), на Евро-4 (его оборот разрешен до 1 июля) – 13 100 руб./т (рост с 10 500 руб./т). Это должно принести бюджету почти 90 млрд рублей дополнительных доходов. Еще одной составляющей роста цен является девальвация рубля. Все это в апреле-мае приведет к очередному всплеску цен на топливо.
Грезы и слезы топливного рынка Казахстана
В Казахстане структура цен на топливо близка к американской: 58% – сырая нефть, переработка и транспортировка –19%, налоги – около 15%. Однако отечественный топливный рынок на треть зависит от поставок высокооктанового бензина из России, что вынуждает Казахстан идти в кильватере бензиновой ситуации соседнего государства. Более того,
- зависимость от российского бензина растет и если в 2010 году Казахстан импортировал более 800 тыс. тонн бензина, то в 2015 году – свыше 1,1 млн тонн
Рост такой зависимости свидетельствует о неспособности или нежелании властей решать бензиновую проблему.
Монополисты на оптовом рынке регулярно вступают в ценовые сговоры, журналисты об этом пишут, читатели читают, но периодические обострения бензиновой лихорадки лечатся только одним способом – повышением цен. Конечно, есть и другой способ ее лечения: увеличение объемов производства. Но властям это, видимо, не по силам.
- За почти четверть века независимости, несмотря на заявления о необходимости обеспечения внутреннего рынка собственным бензином, власти не смогли ни построить нового НПЗ, ни модернизировать старые
Дело ограничивается лишь разработкой планов модернизации существующих НПЗ и разговорами о необходимости строительства четвертого завода.
Власти постоянно утешают отсылками к грядущему, после завершения модернизации НПЗ, бензиновому изобилию. Однако бравурные заявления в течение уже многих лет не внушают оптимизма. Все прогнозы и обещания правительства по этому поводу систематически разбиваются о рифы реалий. Работы на казахстанских заводах по утвержденному в мае 2009 года Комплексному плану модернизации должны были завершиться к 2015 году. Увы… И не факт, что они завершатся в 2017 году.
- Нефтяная отрасль республики продолжает оставаться ориентированной на рост экспорта сырья, а не на насыщение внутреннего рынка качественным топливом
Экспорт нефти, производство бензина и поставки на внутренний рынок находятся в руках одних и тех же игроков. Цена на нефть идет вверх — они поднимают цену на бензин. Доходы от продажи нефти на экспорт падают — они тоже повышают цену на бензин на внутреннем рынке, чтобы компенсировать потери и удержать маржу.
В стране нет целенаправленной государственной антимонопольной структурной и ценовой политики, отсутствует даже методология определения оптовых цен на ГСМ, что периодически приводит к дисбалансу маржи оптовых поставщиков и розничных реализаторов.
Нет и собственно топливного рынка, способного сбивать цены конкуренцией. Тогда как, например, в США жесткая конкуренция большого количества независимых нефтепереработчиков и топливных операторов вынуждает их устраивать различные маркетинговые акции. В частности, в январе одна из сетей АЗС в городе Хафтон Таун (штат Мичиган) продавала бензин по 12 центов за литр. На высокомонополизированном отечественном топливном рынке (свыше 80% оптового рынка нефтепродуктов принадлежит пяти крупным компаниям) ожидать такой щедрости не приходится. Воз топливных проблем лишь тяжелеет, а цены на бензин продолжают расти.