«Всё, транспортный налог не обсуждается, он остаётся», — сказал Алибек Куантыров, министр ведомства, в кулуарах мажилиса корреспонденту Informburo. Других подробностей пока не приводится.
А шанс ведь был? И был. И не был… В середине сентября Миннацэкономики РК подготовило проект изменений, где предлагалось упразднить налог на транспортные средства с сохранением налога по автомобилям с повышенным объёмом двигателя. То есть налог на автомобили с объёмом мотора до 4 литров мог обнулиться. Главный мотив — грядущее повышение цен на топливо к 2025 году для выравнивания цен на рынке ГСМ в ЕАЭС и последующее за ним удорожание эксплуатации автомобилей.
Условно это давно известная методика включения налога в стоимость горючки. Сколько ездишь, столько и платишь. Вроде логично? Да. Но в нашей стране получилось, что далеко не во всех случаях.
Почему только для автомобилей до 4 литров? Потому как в министерстве считают, что именно моторы машин экономкласса не превышают такой объём. Эту категорию владельцев власти хотели поддержать после подорожания топлива. А всё, что свыше 4 литров, — это автомобили из дорогого сегмента, а значит, там можно налог оставить как есть.
В чём нестыковка? Первое. Малолитражные машины составляют основу автопарка Казахстана. И баланс между обнулением налога на такие автомобили и грядущим повышением цен на топливо не вышел.
Допустим, для владельца Chevrolet Cobalt c объёмом мотора 1.5 литра налог за 2023 год составляет 6900 тенге. При удорожании бензина на предполагаемые 14 тенге расходы на эксплуатацию вырастут на гораздо большие величины. Заправив полный бак (это 46 литров) 92-го, сегодня водитель заплатит 9430 тенге. После удорожания — на 644 тенге больше. За десять таких заправок включение налога в топливо для владельца окупится, а вот дальше нет. Всё зависит, конечно, от его занятости и пробега, но в среднем выгоды уже через два-три месяца от новой схемы ровно никакой. Для таксистов тем более.
Ну и цены на топливо на месте стоять долго не будут. Значит, поддержки владельцам бюджетных авто особо-то и не получится. Скорее, наоборот.
Второе. Современных автомобилей с объёмом мотора свыше 4 литров, которые власти по сей день относят к премиальным и люксовым, выпускают не так много. Можно по пальцам одной руки пересчитать. Тот же Land Cruiser 300 оснащён мотором 3.5 литра, «гелендваген» G63 AMG имеет объём до 4 литров — 3982 куб. см. И таких примеров немало. Новый Patrol тоже лишится V8 в пользу турбо V6. Машины с большими моторами остаются на вторичном рынке и в ряде случаев стоят в пределах бюджетного сегмента. Случись вышеописанная реформа, владелец 20-летнего Nissan Patrol стоимостью 5-6 млн тенге с бензиновым 4.8 заплатил бы 400 с лишним тысяч тенге налога (за 2023 год). Владелец нового Lexus LX 600 за 70–80 млн тенге не платил бы ничего. Не говоря уж об электромобилях, налог на которые и так равен нулю. Выходит неразумно.
Изменения в системе налогообложения транспорта нужны. И хорошо, что такие проекты пошли от министерства, а не от тематических медиа и пабликов в соцсетях. Но коррективы требуются не в том виде, как было предложено.
Да, пора отвязаться от кубатуры моторов и не только для малолитражек. В нашем веке снижения объёмов, гибридизации и электрификации привода привязка к ней устарела.